Если в кране нет питьевой воды? Кто виноват, как поступить потребителю, и откуда ждать воду?

Совершенно обычная ситуация, вы приходите домой с работы, а у вас в кране нет воды, либо течет какая-то непонятная муть. Как поступить в такой ситуации?

Шаг первый.

Необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу организации, являющейся исполнителем коммунальных услуг. В подавляющем большинстве случаев исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания или ТСЖ.

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом вы обязаны сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес квартиры, и что конкретно у вас сломалось (нет воды). Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить вам сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

То есть, исходя из требований пункта 107 постановления Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. в случае если управляющей компании известны причины отсутствия воды, акт она может не составлять, а перерасчет затем производится на основании записей в журналах регистрации.

Если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Шаг второй.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины отсутствия воды он обязан согласовать с вами дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.

Время проведения такой проверки, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки обязательно составляется акт проверки.

Шаг третий.

Если исполнитель коммунальных услуг не составляет акт?

Если в ходе проверки между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Если ни один из заинтересованных участников проверки не инициировал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но при этом между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки существует спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги, то определяются дата и время проведения повторной проверки качества коммунальной услуги с участием приглашенных исполнителем представителей государственной жилищной инспекции Российской Федерации, представителей общественного объединения потребителей. В этом случае в акте проверки должны быть указаны дата и время проведения повторной проверки.

Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.

Шаг четвертый.

Пишем заявление на перерасчет.

Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за:

а) нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг;

б) вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие не предоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах;

в) убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с требованиями законодательства;

г) моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации.

Заявление на перерасчет пишется в свободной форме с обязательным указанием ФИО потребителя, адреса квартиры и времени отсутствия коммунальной услуги.

Согласно части 4 статьи 157 Жилищного кодекса РФ:

При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В случае, если исполнитель коммунальных услуг не сделает перерасчет, вы вправе обратиться в суд, и тогда исполнитель выплатит вам штраф в размере 50 процентов суммы, присужденной судом в вашу пользу.

Если воды нет долгое время?

В случае прекращения или ограничения водоснабжения из-за аварии, при ухудшении качества питьевой воды или в других случаях, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды. (п.9 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011).

Основные регламентирующие документы:

1) Жилищный кодекс российской федерации,

2) Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении",

3) Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов",

4) «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01».

Виталий Петров для нкжкх.рф