ЖКХ и снег

Доброго всем дня. У нас тут уже вовсю происходит зима, да и у вас я думаю тоже.

Ко мне обратился мой давний хороший знакомый из города Норильска с вопросом «Должны ли управляющие компании зимой посыпать дорожки на придомовой территории?»

И так как тема эта, как не странно, очень сложная и одновременно очень простая, я решил сделать по этому поводу отдельный материал.

Деятельность управляющей организации, обслуживающей дом, если мы говорим об уборке и содержании придомовой территории, регламентируется с одной стороны федеральным законодательством, а с другой стороны, то как управляющая организация должна содержать придомовую территорию, регламентируется также и местными нормативными актами, - так называемыми Правилами благоустройства.

Поговорим подробно и о том и о другом.

Почему управляющие компании и/или ТСЖ в принципе обязаны убирать придомовую территорию?

Согласно требованиям части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан». И при этом, согласно требованиям части 3 статьи 39 ЖК РФ содержание общего имущества в многоквартирном доме должно производится в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многогоквартирном доме, установленные Правительством РФ.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2016 № 491 (далее для краткости будем называть эти правила – Правила № 491).

И там, в пункте 10-м этих правил написано, что общее имущество многоквартирного дома, к которому относится и принадлежащий дому земельный участок, должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

А в пункте 11 Правил № 491 написано, что в содержание общего имущества входит «уборка и санитарно-гигиеническая очистка помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества».

А что именно должны убирать?

Минимальный перечень услуг и работ, выполняемых управляющей организацией, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. № 290, уточняет, что же все-таки входит в перечень услуг и работ по содержанию придомового земельного участка.

Согласно пункту 24 данного минимального перечня, управляющие организации в холодное время года обязаны:

- очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см и сдвигать свежевыпавший снег, очищать придомовую территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;

- очищать придомовую территории от снега наносного происхождения (или подметать такую территорию, свободную от снежного покрова), очищать придомовую территорию от наледи и льда;

- убирать крыльца и площадки перед входом в подъезд.

Должны ли УК/ТСЖ убирать снег и лед с крыльца подъезда, отмостки и тротуаров и как часто?

Должны, причем это требование закреплено не только в минимальном перечне (см. последний абзац ответа на предыдущий вопрос), но и значительно раскрыто в Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г, № 170 (в дальнейшем будем называть их - Правила № 170).

Согласно данным Правилам:

- во время снегопада при температуре воздуха ниже -2°С снег с тротуаров должен сдвигаться или подметаться не реже чем каждые 3 часа, а для тротуаров с большой проходимостью это время может быть снижено до 2 или 1 часа (таблица 3.2 Правил № 170), а для городов Северной климатической зоны эта периодичность должна быть сильно сокращена, вплоть до непрерывной чистки снега во время снегопада (п. 3.6.30. правил № 170);

- если же температура воздуха выше -2°С то периодичность уборки тротуаров сокращается в два раза (таблица 3.2 Правил № 170);

- при отсутствии снегопадов тротуары должны подметаться не реже раза в 3 суток (таблица 3.2 Правил № 170), причем снег наносного происхождения должен убираться в ранние, утренние, часы машинами с плужно-щеточным оборудованием (п. 3.6.15. Правил № 170);

- участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега, при этом сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (п. 3.6.21. Правил № 170);

- снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок, а при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (п. 3.6.22. Правил № 170);

- накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах формироваться в валы (п. 3.6.15. Правил № 170).

Куда должен убираться снег и лед, убранные с придомовой территории?

- убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования (п. 3.6.16.), а сдвинутый с внутриквартальных проездов снег следует укладывать в кучи и валы, расположенные параллельно бортовому камню, или складировать вдоль проезда (п. 3.6.17. Правил № 170);

- на тротуарах шириной более 6 м, отделенных газонами от проезжей части улиц, допускается сдвигать снег на вал на середину тротуара для последующего удаления (п. 3.6.18.), работы по укладке снега в валы и кучи должны быть закончены не позднее чем 6 – 12 ч с момента окончания снегопада, в зависимости от количества пешеходов на тротуаре (чем больше интенсивность движения пешеходов по тротуару, тем быстрее должен быть убран снег) (п. 3.6.19. Правил № 170);

- снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях, при обеспечении сохранения зеленых насаждений (п. 3.6.20. Правил № 170).

А должна ли производится посыпка тротуаров во дворах песком или солью?

Согласно все тем же Правилам № 170:

- при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей (п. 3.6.23. Правил № 170), обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений, при этом песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5-8% массы песка (п. 3.6.26. Правил № 170)

- время проведения обработки покрытий пескосоляной смесью первоочередных территорий не должно превышать 1,5 ч, а срок окончания всех работ - 3 ч (3.6.24. Правил № 170);

- размягченные после обработки льдообразования должны быть сдвинуты или сметены плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская их попадания на открытый грунт, под деревья или на газоны (п. 3.6.25. Правил № 170).

Вторым документом, согласно которому управляющие организации обязаны бороться с гололедом во дворах и при необходимости делать посыпку, таким документом являются Санитарные правила и нормы, которые обязательны для всех управляющих компаний в силу положений все той же части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и положений пункта 10 правил № 491.

Также, в пункте 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10. указано, что уборка территории многоквартирных домов должна проводиться ежедневно, включая в зимнее время года - антигололедные мероприятия (удаление, посыпание песком, антигололедными реагентами и другое). А о том, что требования санитарных норм обязательны для управляющих организаций, я писал в ответе на первый вопрос.

Должны ли УК/ТСЖ убирать территорию за пределами сформированного под домом земельного участка?

Вернемся к Правилам № 491. В подпункте “в” пункта 15 данных правил указано, что в состав услуг и работ не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

То есть не должны.

Однако в противоречия с этими положениями входят нововведения, активно включаемые в правила благоустройства российских городов в настоящее время. Почему так получилось:

29 декабря 2017 года вышел Федеральный закон N 463-ФЗ, "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Этот закон:

1. Ввёл в Градостроительный кодекс РФ понятие "прилегающая территория" - это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации".

2. Он же ввел в статью 55.25 того же Градостроительного кодекса РФ часть 9-ю: «Лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.».

3. И этот же закон вводит в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" статью 45.1. «Содержание правил благоустройства территории муниципального образования». Где в части 2 пункта 13 говорится, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий.

Соответственно, в виду этих изменений, в вашем регионе должен быть принят закон субъекта, которым определены правила определения границ прилегающей территории, и в вашем муниципалитете могут быть внесены изменения в правила благоустройства о том, что жители многоквартирных домов также обязаны оплачивать уборку и прилегающей территории, не являющейся частью принадлежащего дому земельного участка.

В значительном количестве городов соответствующие изменения в правила благоустройства уже приняты, и управляющим компаниям приходится убирать снег и лед и за пределами принадлежащего дому земельного участка, несмотря на то что в Правилах № 491 содержится прямой запрет на это. Точку в данном вопросе должна поставить судебная практика, которая, к сожалению, еще не сформировалась.

А какие дополнительные требования к уборке территории в зимний период могут быт в местных Правилах благоустройства?

Практически в каждом населенном пункте в правилах благоустройства есть свои положения, которые для управляющих организаций дублируют те требования федерального законодательства, о которым я написал выше, или же вводят какие-то свои дополнительные требования.

Например, в Правилах благоустройства города Красноярска дополнительно определено что:

- при сбрасывании снега и наледи, скалывании сосулек на крыше должны быть приняты меры, обеспечивающие безопасность граждан, сохранность имущества граждан, сохранность древесно-кустарниковых растений, воздушных линий электроснабжения и связи, светофорных объектов, дорожных знаков, декоративной отделки и инженерных элементов зданий;

- при производстве зимней уборки запрещается сбрасывать снег, лед на объекты инженерной инфраструктуры, в водоемы, на проезжую часть автомобильных дорог, а также вывозить и складировать снег в не предусмотренные для этих целей места.

Внимательно ознакомьтесь с правилами благоустройства вашего города, и если ваша управляющая организация ненадлежащим образом ухаживает за придомовой территорией, то вы можете не только пожаловаться в жилинспекцию на то, что имеет место быть нарушение требований жилищного законодательства, но и написать заявление о нарушениях требований правил благоустройства в местную административную комиссию.

А если УК/ТСЖ не убирают снег, остается только жаловаться на них?

Да, как я уже написал парой абзацев выше, вы всегда можете написать жалобу на нерадивых жилищников. Правда не всегда это приводит к незамедлительному решению проблемы.

На проведение проверки у жилинспекции есть 30 дней, и многие нерадивые жилищники пользуются этим, убирая снег только перед датой проверки. А ведь проверка может быть проведена спустя 20-25 дней с момента, когда вы подадите жалобу.

Более эффективным чем написание жалоб может быть фиксация факта того, что управляющая компания оказывает услуги ненадлежащего качества (не чистит снег, не посыпает дорожки), и последующее требование перерасчета, желательно всем домом. Как это делать мы рассказывали вот здесь:


А на этом, я прощаюсь с вами. Надеюсь, что этот материал был вам полезен. Ну а если у вас остались какие-то комментарии или вопросы, то вы можете написать их на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф